Визит 2 Откроем дверь и зайдем внутрь


Визит 2

                                                                            "Если вы нарушаете правила, вас штрафуют; если вы соблюдаете правила, вас облагают налогом. "
                                                                                                                                       Лоренс Питер


   
      Скажите Вы давно были в налоговой инспекции? Вы знаете, где в Вашем городе расположена налоговая инспекция? Кто скажет, я только что оттуда, кто-то скажет вчера был, а кто-то вообще туда не ходит. Но я думаю вряд-ли найдется человек, который совсем не знает где в его городе районе находится налоговая  служба. Это может быть только либо ребенок, либо лунный житель. Возразите? А код идентификационный Вы не получали? А справку о доходах Вы ни разу не брали? А когда в прошлом году Вам два раза начислили налог на землю, на Ваш участок, разве не Вы ходили ругаться? А когда Вы продали свой автомобиль и Вам пришло письмецо, где Вас вежливо спросили, за сколько Вы продали авто, Не Вы ли доказывали в налоговой, что продали свой честно заработанный  Крузак всего за тысячу гривен. А не Вы ли заполняли в налоговой годовую декларацию о доходах. Так что не надо тут ля-ля разводить. Будем считать, что где находится в Вашем городе налоговая Вы знаете.  Подразделение налоговой службы имеется в каждом районном центре, в каждом городе. В городах в каждом районе города находится своя районная налоговая служба, которая территориально обслуживает вверенный ей административный район. Располагается налоговая служба в принадлежащем ей административном здании. Для посещения налоговой службы Вам понадобится иметь с собой документ, удостоверяющий Вашу личность, в частности паспорт, так как в налоговой службе действует пропускной режим. Хотя следует заметить просто для посещения паспорт может и не понадобится. Почему? Сейчас налоговая служба позиционирует себя как сервисная служба, которая идет навстречу плательщику налогов. При налоговой службе создаются специальные подразделения Центры обслуживания плательщиков налогов (податків на украинском)  или сокращенно ЦОПП. Главная задача ЦОППов это предоставление административных услуг. Но о функциях ЦОПП немного попозже. Так вот для того чтобы посетить ЦОПП паспорт Вам не нужен, а вот уже для получения административной услуги в ЦОППе например получить идентификационный код, то с Вас уже могут потребовать паспорт. Что делать если Ваша налоговая инспекция маленькая и район у Вас отдаленный небольшой и ЦОПП у Вас нет, а идентификационный код, например, хочется. Тогда идти в налоговую инспекцию с паспортом предъявить на пропускном пункте паспорт, и идти в том подразделение налоговой службы, которое непосредственно занимается нужной Вам административной услугой. Если целью посещения налоговой службы является получение идентификационного кода, то идти следу в отдел учета плательщиков к специалисту который занимается ведением ДРФО (укр. державний реєстр фізичних осіб). Рассмотрим подробней, из каких отделов и подразделений состоит налоговая служба. Типичная структура налоговой службы состоит такова:
      Отдел административно - хозяйственного обеспечения
      Отдел персонала
      Отдел финансирования, бухгалтерского учета и отчетности
      Отдел взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью
      Подразделение  налоговой милиции
      Отдел правовой работы
      Отдел обеспечения доступа к публичной информации и рассмотрения обращений граждан
      Организационно - распорядительный отдел
      Отдел налогообложения юридических лиц
      Отдел налогообложения физических лиц
      Отдел информатизации и учета налогоплательщиков
      Отдел погашения налогового долга
      Отдел учета и отчетности
      Отдел налогового контроля и аудита юридических и физических лиц

    Рассмотрим подробней. Отдел административно - хозяйственного обеспечения - занимается поддержанием жизнеобеспечения самой налоговой службы (отопление, хозяйственные нужды и т.п.).  Отдел персонала - проще говоря, кадры или как это сейчас принято называть "по-модному" HR -  Human Resources  это подбор персонала, всевозможные тренинги, курсы повышения квалификацией, поощрения и взыскания. Отдел финансирования, бухгалтерского учета и отчетности - ведение бухгалтерского учета, финансовое обеспечение, и что самое приятное для любого налогового работника = начисление и выплата заработной платы, премиальных. Отдел взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью - занимается обеспечения взаимодействия налоговой службы со средствами массовой информации. Это одно из важных направлений работы налоговой службы, потому, что средства массовой информации очень мощный инструмент влияния на общественность. Поэтому крайне необходимо формировать позитивное общественной мнение о работе налоговиков. Всем эти и занимается вышеуказанный отдел посредством проведения семинаров, выступлений на телевидении, радио, посредством распространения информации в сети интернет. Общественность, таким образом, узнает об изменениях в налоговом законодательстве, сроках уплаты налогов, подачи деклараций, об ответственности за нарушение налогового законодательства.  Подразделение налоговой милиции - тут, наверное, думаю, понимает все, чем они занимаются. Основной функцией налоговой милиции есть - расследование преступлений связанных с нарушением налогового законодательства. На основании возложенных, на налоговую милицию функций она занимается и оперативно-розыскной деятельностью, привлечение злостных неплательщиков, которые уклоняются от уплаты налогов к ответственности, обеспечением безопасности работников налоговой службы, предотвращением коррупции в налоговых органах. В подразделение налоговой милиции входит следственный отдел и отдел по борьбе с коррупцией. Но не в каждой районной госналогинспекции есть свое подразделение налоговой милиции. В зависимости от инспекции межрайонной, объединенной налоговая милиция может обслуживать территориально несколько налоговых инспекций. Ну и анекдот в тему "Потерялся сын начальника налоговой милиции - мальчик 12-ти лет, особые приметы - подполковник.". Отдел правовой работы -  это доблестные юристы, тоны исковых заявлений, защита государственных интересов в судах, трактование законодательства иногда противоречивого, консультирование работников других направлений работы налоговых органов по правовым вопросам. Отдел обеспечения доступа к публичной информации и рассмотрения обращений граждан - обеспечивает право граждан на получение публичной информации. Давайте поподробней остановимся на самом понятии, что же такое публичная информация. Согласно ст.1 Закона Украины № 2939-VІ публичная информация – это отображенная и задокументированная любыми средствами и на любых носителях информация, которая была получена или создана в процессе выполнения субъектами властных полномочий своих обязанностей, предусмотренных действующим законодательством, или которая находится во владении субъектов властных полномочий, других распорядителей публичной информации, определенных этим Законом. Публичная информация является открытой, кроме случаев, когда установлен ограниченный доступ к ней. К публичной информации с ограниченным доступом относится конфиденциальная, тайная и служебная информация. Согласно статьи 6 ч.2 Закона Украины «О доступе к публичной информации» установлен перечень ограничений на получение информации. Сюда относится:
         1) исключительно в интересах национальной безопасности, территориальной  целостности или общественного порядка с целью предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья населения, для защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия;
                     2) разглашение информации может нанести существенный ущерб этим интересам;
                    3) вред от обнародования такой информации преобладает общественный интерес в ее получении. Доступ к публичной информации обеспечивается путем дачи информации ее распорядителем по запросам на получение публичной информации. Запрашивающими доступ к публичной информации согласно ЗУ «О доступе к публичной информации» являются физические, юридические лица и объединения граждан без статуса юридического лица, кроме субъектов властных полномочий при осуществлении ими своих функций. Более подробно о публичной информации будет рассказано в отдельной статье - если будет интерес к этому вопросу. На веб-сайте Министерства доходов и сборов  есть специальный раздел по работе с публичной информацией. В этом разделе можно посмотреть форму заявления для подачи запроса, порядок составления и подачи запросов, права запрашивающих. Раздел расположен по адресу http://minrd.gov.ua/diyalnist-/dostup-do-publichnoi-inform Организационно-распорядительный отдел - осуществление контроля за сроками подготовки распорядительных документов (приказов, распоряжений, протоколов аппаратных совещаний и т.п.), протокольное сопровождение совещаний, коллегий у руководства, рассылка распорядительных и служебных документов.  Отдел налогообложения юридических лиц - это уже интересный отдел с точки зрения плательщика, это отдел который несет основную нагрузку по администрированию налогов и сборов. К основным функциям отдела можно отнести следующие: 
  • Администрирование акцизного сбора и контроль за производством и оборотом подакцизных товаров.
  • Контроль за взиманием налога на прибыль.
  • Администрирование налога на добавленную стоимость.
  • Контроль за взиманием местных, ресурсных, рентных и не налоговых платежей с юридических лиц.
  • Контроль за взиманием единого налога субъектами хозяйствования - юридическими лицами и платы за торговый патент.
  • Обеспечение контроля за производством и оборотом спирта,  алкогольных напитков, табачных изделий и сырья, парфюмерно-косметической продукции с использованием спирта этилового.
    Более подробно работе этого отдела будет посвящено целый раздел. Отдел налогообложения физических лиц - тоже очень интересный отдел для плательщиков которые занимаются предпринимательской деятельностью. Я думаю у них очень много вопросов к работникам этого отдела. Но более подробно на работе этого подразделения остановимся ниже с ответами на наиболее часто встречающиеся вопросы, с практическими советами, разъяснениями, примерами. Пока лишь перечислим основные функции этого отдела:

  • администрирование налога с доходов физических лиц, сбора за первую регистрацию транспортного средства, налога на имущество, платы за землю с физических лиц, государственной пошлины, единого налога с физических лиц и экологического налога с физических лиц, в частности: организация и контроль за правильностью начисления налогов и сборов, осуществление мероприятий по обеспечению поступлений налогов и сборов;
  • взаимодействие с местными органами власти, другими организациями по вопросам полноты и своевременности уплаты налога с доходов физических лиц, сбора за первую регистрацию транспортного средства, налога на имущество, платы за землю с физических лиц, государственной пошлины, единого налога с физических лиц и экологического налога с физических лиц;
  • взаимодействие с местными органами власти, другими организациями по вопросам погашения задолженности по заработной плате;
  • контроль за применением штрафных санкций к налогоплательщикам за несвоевременное представление налоговой отчетности и несвоевременную уплату согласованной суммы налогового обязательства в течение предельных сроков;
  • организация и контроль за проведением декларирования гражданами доходов, полученных не по месту основной работы, и проведения годовых перерасчетов из совокупного годового дохода;
  • администрирования налога на добавленную стоимость;
  • контрольно-проверочная работа по налогообложению физических лиц
      Отдел информатизации и учета налогоплательщиков - это, наверное одно из самых лояльных к плательщику подразделений. Плательщику можно посоветовать "Если Вам ни в одном отделе не помогли, не проконсультировали, не разъяснили - идите в информатизацию там знают все помогут и не откажут". А в принципе это одно из наиважнейших подразделений налоговой службы. На отдел ложится полная информационная поддержка всех автоматизированных систем которые используются в налоговой службе, это и защита информации налоговой службы, это приемка и обработка отчетности в том числе и электронной, это и сопровождение всех баз данных используемых в налоговой системе и. д. Кроме того на этот  отдел возложены функции по учету плательщиков юридических и физических лиц, регистрация и сопровождение плательщиков НДС, ведение ДРФО,  ведение базы данных РРО (регистраторов расчетных операций, а проще кассовых аппаратов)  взаимодействие с иными контролирующими и государственными структурами, банками, финансовыми и коммерческими учреждениями. Первый с кем имеет, взаимодействует  новоиспеченный плательщик налогов - отдел информатизации и учета налогоплательщиков. Это, наверное, одно из подразделений которое предоставляет наибольшее количество административных услуг. Поэтому требования к этому отделу очень высоки. Работе этого отдела, кстати, интересной и разнообразной  будет ниже посвящено ниже несколько визитов с разъяснениями, примерами, советами. Отдел погашения налогового долга - отдел, который занимается погашением просроченной налоговой задолженности.  Основные функции отдела это:

  • Осуществление взаимодействия с правоохранительными и контролирующими органами, местными органами исполнительной власти по вопросам взыскания налогового долга.
  • Осуществление полномочий налогового управляющего.
  • Анализ задач по взысканию (погашению) налогового долга
  • Подготовка материалов для применения административного ареста активов должников.
  • Контроль за своевременной уплатой отсроченных (рассроченных) налоговых обязательств.
  • Контроль за отражением в учетной системе операций по погашению налогового долга.
  • Подготовка материалов о возбуждении дел о банкротстве должников.
  • Выявление, учет, хранение и реализация бесхозного имущества и имущества, перешедшего в собственность государства, сокровищ, контроль за поступлением средств в государственный бюджет от реализации такого имущества.
     Отдел учета и отчетности - наверное, самый точный отдел в налоговой службе. Расхождения не допускаются. Основными функциями отдела есть:
  • Оперативный учет налогов и сборов.
  • Формирование отчетов и сводной информации по данным оперативного учета.
  • Контроль за своевременным начислением и уплатой платежей в бюджеты всех уровней.
  • Контроль за полнотой и достоверностью информационных ресурсов государственной налоговой службы Украины.
  • Предоставление публичной информации.
       Отдел налогового контроля и аудита юридических и физических лиц - это, наверное, самый  не охотно посещаемый плательщиками отдел, после налоговой милиции. Здесь у Вас обязательно (ну или почти) найдут нарушения налогового законодательства, проверят, доначисляя, и пожелают Вам дальнейшего процветания в Вашем бизнесе до следующей проверки. Как Вы поняли это отдел налоговых проверок. На нем тоже будем останавливаться более  подробно. Основные функции отдела это:

  • Анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, выявление фактов существования или вероятности возникновения на подконтрольных предприятиях рисков нарушения налогового законодательства;
  • Проведение мероприятий, направленных на предупреждение и разрушение схем уклонения от налогообложения, с целью привлечения к налогообложению средств из теневого сектора экономики;
  • Работа с налоговыми рисками;
  • Отбор налогоплательщиков для документальных проверок;
  • Проведение документальных проверок налогоплательщиков (плановых / внеплановых, выездных / не выездных) по вопросам соблюдения требований налогового и другого законодательства и фактических проверок;
  • Осуществление проверок по возмещению налога на добавленную стоимость налогоплательщикам;
  • Проведение встречных сверок;
        Так же здесь нужно упомянуть одно из новых подразделений налоговой службы это ЦОПП (укр. центр обслуговування платників податків). Это сравнительно молодое подразделение. Созданы ЦОППы  для облегчения плательщикам налогов получения административных услуг. То есть если в Вашем районе открыт такой центр, то Вам не нужно бегать по налоговой из отдела в отдел достаточно обратиться в центр по обслуживанию плательщиков и Вам предоставят весь комплекс необходимых административных услуг. 

Перечень  предоставляемых услуг ЦОПП:

  •  постановка на учет налогоплательщиков в органах налоговой службы;
  •  включения (исключения) в (из) реестров налогоплательщиков;
  • оформление и выдача патентов, свидетельств о переходе на специальные режимы налогообложения, карточек налогоплательщика, справок и других документов, по которым налогоплательщики обращаются в органы налоговой службы;
  • регистрация расчетных книжек и книг учета, постановки на учет регистраторов расчетных операций;
  • проведения с налогоплательщиками сверки состояния расчетов с бюджетами и предоставления сообщений актов сверки по соответствующим письменным обращениям; оказание консультативной помощи налогоплательщикам в оформлении заявлений;
  • заполнении налоговой отчетности;
  • проведение семинаров для налогоплательщиков;
  • предоставление информации о реквизитах счетов для зачисления платежей в бюджеты, ставки налогов и разъяснений по вопросам налогообложения (устных, письменных, по телефону);
  • предоставления налогоплательщикам информации о состоянии расчетов с бюджетами;
  • прием отчетных и других документов плательщиков налогов;
  • предоставление публичной информации
    Более подробно на работе ЦОПП остановимся детальней в отдельной статье. Однако следует заметить, что ЦОППы созданы не во всех налоговых инспекциях Если в Вашей налоговой инспекции нет ЦОПП то Вам необходимо обращаться в соответствующий отдел, который занимается оказанием предоставления административной услуги нужной Вам. 
Но хватит теории пора переходить к практике - итак следующий Визит 3 - Получаем код ДРФО








Комментариев нет:

Отправить комментарий